ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол № 1 от 29.08.2022
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ Башкирская
Болыпеустьикинское
___ З.Х. Абубакирова
°230 от 29.08. 2022 года
СОГЛАСОВАНО
Советом гимназии
Протокол №1 от 26.08.2022
Положение
об организации внеурочной деятельности обучающихся
1.
Общие положения
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования"
Приказа Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования"
Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03)
Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо
Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197)
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 12 июля
2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993;
Постановление Главного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 г. «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС) основная
образовательная программа основного общего образования (далее - ООП) реализуется
образовательным учреждением (далее - ОУ), в том числе через внеурочную
деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
и направленную в первую очередь на достижение обучающимися личностных и
метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько
должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся должно:
- Учитывать достижения мировой культуры.
- Соответствовать:
российским традициям
и национальным
ценностям,
культурно-национальным
особенностям региона;
содержанию основного общего образования;
современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный
подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного
обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии,
походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный
анализ продуктов деятельности обучающихся);
- Быть направленным:
на создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и
традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
профилактику асоциального поведения обучающихся;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения
творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой
культурыобеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного
развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
1.4. Направления внеурочной деятельности
На уровне начального общего образования:
• Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной,
экологической направленности, «Разговоры о важном»
•
«Учение с увлечением!»
•
Занятия по формированию функциональной грамотности
•
Занятия по Программе развития социальной активности обучающихся «Орлята
России»
• Художественно- эстетическая творческая деятельность
• Спортивно-оздоровительная деятельность
На уровне основного общего образования:
•
•
•
•
•
•
•
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной,
экологической направленности, «Разговоры о важном»
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся
Занятия по формированию функциональной грамотности
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия по Программе развития социальной активности обучающихся «Орлята
России»
Художественно- эстетическая творческая деятельность
2. Организация внеурочной деятельности
•
•
•
•
2.1. Внеурочная деятельность в основной школе осуществляется через:
дополнительные
образовательные
программы
ОУ
(внутришкольная
система
дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также
учреждений культуры и спорта;
деятельность организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые
столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствии с
должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников
образования.
2.2. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические
работники ОУ. Координирующая роль принадлежит заместителю директора по
воспитательной работе и классному руководителю, которые взаимодействуют с
другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом
ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют
внеурочную деятельность в группе.
2.3. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет
самостоятельно (исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ
и ресурсов дополнительного образования детей).
ОУ создает условия для активного участия обучающихся во внеурочной деятельности по
всем направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
2.4. Финансирование внеурочной деятельности, реализуемой учителями-предметниками
основной школы в форме дополнительных образовательных модулей и спецкурсов,
работы школьного научного общества, а также дополнительных образовательных
программ ОУ, осуществляется из тарификации или в виде доплат за счет
стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ.
Внеурочная деятельность, осуществляемая учреждением дополнительного образования
детей, финансируется за счет бюджета этого учреждения.
2.5. Внеурочная деятельность организуется на основании программ, рекомендованных
Минобрнауки России.
Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на
основании внешней рецензии.
•
•
•
•
•
2.6. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста
обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН
2.4.2.2821-10.
2.7. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности
могут использоваться общешкольные помещения (актовый и спортивный залы,
библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и
спортивных сооружений.
2.8.Образовательным учреждением для развития потенциала одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья могут быть разработаны, на основании
заявления родителей (законных представителей), индивидуальные планы внеурочной
деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут
быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.9.Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности в
клубно-кружковой форме - 12-15 чел.
3. Требования к программам внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные
элементы:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения курса;
Содержание курса внеурочной деятельности;
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
обучающихся;
На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:
Наименование ОУ;
Где, когда и кем утверждена программа;
Название программы внеурочной деятельности;
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать
данную программу;
Срок реализации;
Ф. И. О., должность автора (авторов);
В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся не
обходимо раскрыть следующие вопросы:
- актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школь
ников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
- цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать
требованиям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи
должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности
обучающихся;
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и
предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной
деятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:
- специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта
(открытию социально-культурного знания);
- опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического
продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);
- опыт презентации индивидуального продукта.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам
участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.
Минимальное обязательное количество таких сертификационных испытаний не должно
быть больше четырех за учебный год.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются
выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать
перечень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на
теоретические и практические виды и формы организации занятий.
Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением
подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможно
описание организации деятельности учащихся по формированию УУД.
В календарно-тематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках
внеурочной деятельности, должны быть указаны: название и форма мероприятия, сроки
проведения, видов деятельности обучающихся, ресурсы и предполагаемый результат.
3. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
•
•
•
•
•
3.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является
комплексной и предусматривает:
оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
оценку эффективности деятельности ОУ.
3.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех
уровнях:
представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках
одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы
мероприятий, лагерной смены и т. п.);
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на
основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям
внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся.
4.1. Администрацией Школы каждую четверть, согласно плану внутришкольного
контроля осуществляется проверка организации внеурочной деятельности, ведения
документации (рабочих программ, журнала учета внеурочной деятельности)
4.2. В случае выявления нарушений организации внеурочной деятельности, ведения
отчетной документации виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.