ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану 2025/2026 учебного года начального общего образования
(1-4 классы) филиала муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения Башкирская гимназия с.Большеустьикинское
муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан
основная общеобразовательная школа д.Абдрахимово муниципального
района Мечетлинский район Республики Башкортостан
Учебный план муниципального образовательного учреждения на 2025-2026
учебный год разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных образовательных
программ, в соответствии с
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов со
следующими нормативно-правовыми документами :
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации."
3. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования".
4. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении
Правил
разработки,
утверждения
федеральных
государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений».
5.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 02.09.2020№ 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение п
о образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования".
6. федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее — ФГОС ООО) (приказ от 31 мая 2021 года №287,
зарегистрирован Министерством юстиции РФ 5 июля 2021 года №64101),
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован
18.12.2020 №61573)
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Зарегистрирован 29.01.2021 №62296)
9. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников», «Зарегистрирован 01.11. 2022 № 70799»
11. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
12. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан».
13. Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан
от 31.12.2009 г. № УП-730.
14. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
15. Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 24 апреля 2023 года.
16. Приказ Мин просвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
17. Приказ Мин просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
«Об утверждениифедеральной
адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 №
69822)
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от
21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 ноября 2024 года
№769“Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников” (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)
20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №
171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования"
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 №
62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
основного общего образования и среднего общего образования"
22.. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025 №
170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной или
муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан
и лиц без гражданства» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025
№81552)
23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025 №
171 «О внесение изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 02 сентября 2020 г. №458 » (Зарегистрировано в Минюсте России
14.03.2025 №81553)
24. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5
марта 2025 г. № 510 “Об определении минимального количества баллов,
подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и лицами
без гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования”(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025
№81551)
25. Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024г. №704 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования"
26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024
№ 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
27. Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
и
установлении предельного срока использования исключенных учебников и
разработанных в комплекте с ними учебных пособий" (Зарегистрировано в
Минюсте России 28.07.2025 N 83082)
В Учебном плане школы на 2025-2026 учебный год соблюдается
преемственность с Учебным планом на 2024-2025 учебный год.
Учебный план определяет:
- перечень учебных предметов, обязательных для изучения в соответствии с
учебным планом, по которым проводится оценка образовательных достижений
учащихся по итогам учебного года;
- определяет минимум содержания начального общего образования, изучение
которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого
учебного предмета;
- распределение минимального учебного времени между отдельными
образовательными областями и учебными предметами, основанные на
рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой
практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения
требований для государственных образовательных стандартов общего
образования в условиях преподавания с использованием распространенных
апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов,
педагогических технологий.
Учебный план предусматривает:
4-летний срок освоения образовательных программ начального общего
образования для 1-4 классов. Определяет учебную нагрузку в соответствии с
требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке
при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Продолжительность учебного года: Учебный план рассчитан в 1-4 классах
- в режиме пятидневной учебной недели. 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы
– 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет 30 календарных дней. Для обучающихся первых классов
устанавливаются дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
Продолжительность урока составляет:
В 1 классе-35 минут (сентябрь-декабрь), 40 минут (январь-май);
В классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ-40 минут;
В 2-4 классах по 40 минут.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения
родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа
государственных языков республик Российской Федерации, в том числе
русского языка как родного языка.
Учебный план рассмотрен родительским комитетом (протокол №1 от 29.08.2025
г.) и принят на Педагогическом совете (протокол № 5 от 29.08.2025 г)
Структура программы начального общего образования включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из
перечня, предлагаемого Организацией.
Объем обязательной части программы начального общего образования
составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 20% от общего объема
программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при
5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021
г. N 2 <8> (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 <9> (далее - Санитарноэпидемиологические требования).
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.
Обучение по всем учебным предметам осуществляется по ФРП.
Обязательная часть. Учебный план определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Предметная область«Русский язык и литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») реализована предметами:
русский язык, литературное чтение.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке»предусматривает изучение государственного языка республики и (или)
родных языков из числа народов Российской Федерации, в том числе русского
языка. Распределение предметных результатов освоения и содержания учебных
предметов "Родной язык и (или) государственный язык республики Российской
Федерации" и "Литературное чтение на родном языке" разрабатываются в
соответствии с требованиями ФГОС с учетом ПООП по учебному предмету.
Уроки родного языка в 1-4 классах проводятся по 2 ч. в неделю. Уроки
литературное чтение на родном языке в 1,4 кл. по 1 ч. в неделю, а в 2-3 кл. по 2
ч. в неделю.
Формирование групп осуществляется по заявлениям родителей (законных
представителей) обучающихся.
Предметная область «Иностранный (английский) язык» представлена
предметом английский язык (со 2 класса)
В предметную область «Математика и информатика» для обучающихся 1-4
классов входит предмет математика.
Предметную область «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир)» составляет учебный предмет «Окружающий мир»
Особое внимание уделяется формированию у младших школьников основ
здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстренных
ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности.
При изучении предметной области "Основы религиозных культур и светской
этики" выбор одного из учебных модулей "Основы православной культуры",
"Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы
иудейской культуры", "Основы религиозных культур народов России",
"Основы светской этики" осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В
образовательной
области
«Искусство»
изучаются
предметы:«Изобразительное искусство» и «Музыка». В 1-4 классах на изучение
предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка» отводится по 0,5 часов.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Труд
(технология)» по 1 часов.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом
физическая культура в 1-4 классах по 1 часу в неделю и 1 час за счёт часов
внеурочной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки.
На первом уровне общего образования при формировании учебного плана
используется вариант для образовательных учреждений с родным языком
обучения. При проведении учебных занятий по русскому и английскому языкам
может осуществляться деление классов на группы при наполняемости 25
человек и более.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
начальных
классов
осуществляется в соответствии Положением о промежуточной аттестации
обучающихся является важным средством диагностики состояния
образовательного процесса и качества результатов освоения обучающимися
образовательной программы начального общего образования.
Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в
себя поурочное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов
образовательной деятельности обучающихся и годовую. Промежуточная
аттестация по всем предметам обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, учебного плана является
обязательной для всех обучающихся начальных классов.
Текущая аттестация 1-ых классов в течение учебного года осуществляется
качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок
(безотметочно).
Промежуточная аттестация. Формы промежуточной аттестации:
административные контрольные работы (входная диагностика, контрольные
срезы, тестирование); тематические контрольные работы; итоговые
контрольные работы (выходная диагностика). Тематические контрольные
работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием
рабочей программы по учебному предмету/курсу образовательной программы.
Тематические контрольные работы проводятся по русскому языку, по родному
языку, по английскому языку, математике, окружающему миру.
Входная диагностика в 2-4 классах осуществляется в форме контрольных
работ, тестирования и проводится в сентябре-октябре по русскому языку и
математике. Административные контрольные работы по русскому языку и
математике в классах начальной школы проводятся в течение года по плану
внутришкольного контроля.
Выходная диагностика в 4 классе осуществляется в форме итоговых
контрольных работ, тестирования по русскому языку и математике, английскому
языку, диагностических работ по математике, русскому языку и окружающему
миру проводятся в апреле- мае.
Учебный план начального общего образования для 5-дневной учебной
недели с обучением на родном языке
Предметные
области
Учебные предметы
2
3
4
5
3
5
3
5
3
5
3
20
12
2
1
2
2
2
2
2
1
8
6
Иностранный язык
Математика
4
2
4
2
4
2
4
6
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской этики
-
-
-
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
2
4
1
1
1
1
4
20
23
23
23
89
0
0
0
0
0
20
23
23
23
89
Родной язык и
Родной язык
родная литература Литературное чтение на
родном языке
Технология
Всего
1
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Количество часов в
неделю в классах
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд.(Технология)
Физическая
Физическая культура
культура
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая
недельная нагрузка
Учебный план
филиала МОБУ Башкирская гимназия с.Большеустьикинское
ООШ д.Абдрахимово
МР Мечетлинский район Республики Башкортостан
Предметные
области
Учебные предметы
2
3
4
Русский язык
165
170
170
170
675
Литературное чтение
99
102
102
102
405
Родной язык
33
68
68
68
237
Литературное чтение на
родном языке
33
34
34
34
135
Иностранный язык
-
68
68
68
204
Математика
132
136
136
136
540
Окружающий мир
66
68
68
68
270
34
34
Родной язык и
литература
Основы
религиозных
культур и
светской этики
всего
1
Русский язык и
литература
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Количество часов в год в классах
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
16,5
17
17
17
67,5
16,5
17
17
17
67,5
Технология
Труд. (Технология)
33
34
34
34
135
Физическая
культура
Физическая культура
66
68
68
34
236
Итого:
660
782
782
782
3006
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая годовая
нагрузка(требования Санпин)
0
0
0
0
0
660
782
782
782
3006
Искусство
Пояснительная записка
к учебному плану по внеурочной деятельности филиала МОБУ
Башкирская гимназия с. Большеустьикинское МР Мечетлинского района
Республики Башкортостан ООШ д. Абдрахимово
Учебный план муниципального образовательного учреждения на 2025-2026
учебный год разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных образовательных программ, в соответствии с
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов со
следующими нормативно-правовыми документами :
1.Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации."
3. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования".
4. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении
Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений».
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020
№ 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования".
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
“Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024
“О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
основного и среднего общего образования” (Зарегистрирован 29.02.2024 № 77380)
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от
19.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования”(Зарегистрирован
22.02.2024 № 77331)
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от
18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676)
12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от
18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования” (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69675)
13.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023)
14.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024
“О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования и основного общего образования”
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (далее — ФГОС ООО) (приказ от 31 мая 2021 года №287,
зарегистрирован Министерством юстиции РФ 5 июля 2021 года № 64101),
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020
№61573)
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Зарегистрирован 29.01.2021 №62296)
19. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников», «Зарегистрирован 01.11. 2022 № 70799»
21. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
22. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об
образовании в Республике Башкортостан».
23. Концепция развития национального образования в Республике
Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
24. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
16. Решение заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 24 апреля 2023 года.
25. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
26. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
«Об утверждении
федеральной
адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
27. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 №
69822)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024
“О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников”
(Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603)
28.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
29.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от
01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ основного и среднего общего образования» (Зарегистрирован
29.02.2024 № 77380)
30. 21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 ноября 2024 года №769“Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников” (Зарегистрирован
22.03.2024 № 77603)
31.. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025 №
170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка,
достаточное для освоения образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без
гражданства» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 №81552)
32. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2025 №
171 «О внесение изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 02 сентября 2020 г. №458 » (Зарегистрировано в Минюсте России
14.03.2025 №81553)
33. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5
марта 2025 г. № 510 “Об определении минимального количества баллов,
подтверждающего успешное прохождение иностранными гражданами и лицами
без гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования”(Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 №81551)
26. Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024г. №704 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования"
34. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024
№ 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
35. Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного
срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними
учебных пособий" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2025 N 83082)
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-9 классов.
Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции
школы – обеспечение базового общего образования.
Начальное образование
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной
системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и может включать в себя:
внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ОВЗ;
внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные
курсы,
метапредметные
кружки,
факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных
практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам,
культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых
и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с
родителями по обеспечению успешной реализации образовательной
программы и т. д.);
внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности
жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в
учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных
рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей
средой, социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в
качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной
деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности,
посвященной этому виду отечественного искусства.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых
на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на этапе основной
школы не более 1320 часов, в год — не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не
более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на
базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый
урок). –часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно — от 2 до
3 часов. –вариативная часть;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (в том числе финансовой грамотности) — 1 час- часть, рекомендуемая
для всех обучающихся;
на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов
и
потребностей
обучающихся
(в
том
числе
основы
предпринимательства)-1 час- часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 2 часов (в том числе организация занятий в школьных
театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах)-вариативная часть;
на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия–страна возможностей»
еженедельно 2 часа-вариативная часть;
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их
благополучия еженедельно — от 1 до 2 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации могут реализовываться различные модели примерного плана
внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и
работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной
школы;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в
том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.),
походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные
организации высшего образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
План внеурочной деятельности для 1-4 классов по обновленным ФГОС НОО
(недельная и годовая нагрузка)
Количество часов в
неделю
Всего
в год
I
II
III
IV
Всего
в
недел
ю
Классный час «Разговоры о
важном»
1
1
1
1
1
34
Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии
Секция «Здоровейка»
1
1
1
1
1
34
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Кружок «Музыкальная
шкатулка»
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17
Кружок «Волшебные
краски»
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17
Кружок «В мире книг»
1
1
33
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Факультатив «Я
грамотный»
1
1
34
Всего предлагается для выбора
4+1
4
4
4
5
(132)+
(136)
(136)
(136)
136+3
3=169
Направления
внеурочной
деятельности
Форма организации
деятельности и название
курса
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
33=165
1
1
1
План внеурочной деятельности для 5-9 классов по обновленным ФГОС НОО
(недельная и годовая нагрузка)
Количество часов в неделю
Всег
ов
год
170
Направления
внеурочной
деятельности
Форма организации
деятельности и название
курса
5
6
7
8
9
Все
го
в
нед
ел
ю
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
Классный час «Разговоры о
важном»
1
1
1
1
1
5
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности
Профориентация «Россия мои горизонты»
1
1
1
1
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Факультатив «Я грамотный»
Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
обучающихся
Кружок «Карта – второй язык
географии»
1
1
34
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Факультатив
«Занимательная
математика»
1
1
34
1
1
34
1
1
34
4
1
1
136
34
Информатика «Подготовка к
ОГЭ»
Секция «Здоровейка»
1
1
1
1
Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии
Кружок «Музыкальная
шкатулка»
Кружок «Волшебные краски»
0.5
0,5 0,5
0,5
2
68
0,5
0,5 0,5
0,5
2
68
6
204
Кружок « В мире книг»
1
1
1
1
2
Кружок «Башкирский язык»
Всего предлагается для выбора
34
1
4
5
6
5
9
(136)
170
(204)
(170)
(306)
24
850