УТВЕРЖД
директор
с. Большеу
Абубакиров
Приказ № 226
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ФИЛИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ С.
БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ НАЧАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛАИШЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО на педсовете
на заседании родительского комитета
Протокол №1 от «29»августа 2025г.
Протокол №1 от «28» августа 2025 г.
Пояснительная записка
к учебному плану филиала муниципального образовательного
бюджетного учреждения
Башкирская гимназия с. Большеустьикинское начальная
общеобразовательная школа д. Таишево муниципального района
Мечетлинский район Республики Башкортостан
Учебный план ФМОБУ Башкирская гимназия с.Большеустьикинское НОШ
д. Таишево МР Мечетлинский район Республики Башкортостан разработан на
основе:
• Конституции Российской Федерации;
• Закона № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г.;
• Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об образовании в
Республике Башкортостан»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100).
• Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»,
зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64101);
• Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и ООО
(письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);
• Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и ООО
(письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022г.
№992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования » ( Зарегистрирован 22.12.2022 «71762);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства просвещения российской Федерации от 22 марта 2021г. №11
• Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 №653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»(зарегистрирован
29.08.2022г.№69822).
• Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года
•
•
•
•
•
•
•
№84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 г № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от15 февраля 1999 года;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №
458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 16.06.2022 г. об организации изучения предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и
родная
литература»)
при
введении
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от
21.02.2024 г. «О внесении изменений в приложения №1 и №2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г.
№858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 №77603);
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минпросвещения
РФ № 769 от 05 ноября 2024 года;
Письмо Министерства образования и науки РБ № 01-05/50 от 18.01.2023 г.;
• Приказ Министерства просвещения России от 31 мая 2021 г. №286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» и №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г.
№ 171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных
программ начального общего образования,основного
общего образования и среднего общего образования” (Зарегистрирован
11.04.2024 г.№ 77830);
•
Приказ Министерства просвещения РФ
утверждении ФОП НОО».
992 от
16.11.2022 г.
«Об
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г.
N 170 "Об утверждении 20.03.2025 Система ГАРАНТ 1 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г. N 170 "Об
утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка,
достаточное для освоения образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и
лиц без гражданства" (документ не вступил в силу)
• Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 171 "О внесении изменений
в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября
2020 г. N 458" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81553)
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
05.03.2025 № 510
"Об определении минимального количества баллов, подтверждающего
успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без гражданства
тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования"
(Зарегистрирован 14.03.2025 № 81551)
• Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. №704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начальногообщего образования, основного общего образования и среднего
общего образования».(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220).
• Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 №495 «Об утверждении
федерального перечня учебников , допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего,основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2025 № 83082);
МОБУ Башкирская
гимназия
с.Большеустьикинское МР
Мечетлинский район РБ;
• Образовательной программы НОО ФМБОУ Башкирская гимназия
с.Большеустьикинское НОШ д.Таишево
МР Мечетлинский район
Республики Башкортостан;
• Годового календарного учебного графика.
• Устава
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 28.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011года, регистрационный номер
19993) продолжительность урока во 2-11 классах по 40 минут. Обучение в 1-м
классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь май) - по 4 урока по 40 минут каждый.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-4 классов.
Стандарт предъявляет требования к соотношению обязательной части
основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Основные образовательные программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО разрабатываются в соотношении
80/20 %,
Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции
школы - обеспечение базового общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей
(законных
представителей),
педагогического
коллектива
образовательной организации, с учетом мнения коллегиального органа школы.
Начальное образование
Начальные
классы
учатся
по
обновленным
Федеральным
государственным
образовательным
стандартам
начального
общего
образования.Обучение по русскому языку, литературному чтению, окружающему
миру, математике, технологии, физической культуре осуществляется по
федеральным рабочим программам. Учебный план школы построен в соответствии
с нормативным документом ФГОС начального общего образования.
Согласно ч.2. ст. 14 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «ОБ образовании в
Российской Федерации»
преподавание и изучение государственных языков
республик Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка РФ.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования при 5
дневной учебной неделе в 1-4 классах.
Продолжительность учебного года:1 класс - 33 недели, 2-4 классы-34
учебных недель.
Обязательная часть реализуется через следующие предметные области и
учебные предметы:
- русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
- родной язык и литературное чтение ;
- иностранный язык (иностранный язык (английский));
- математика и информатика (математика);
- обществознание и естествознание (Окружающий мир);
- основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных культур и
светской этики);
-искусство(изобразительное искусство, музыка);
- технология (труд,технология);
- физическая культура (физическая культура);
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным
технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на
введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие речи,
мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально
ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса
к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные
знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Обучающиеся овладевают
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма
(написание записки, адреса, письма) .Обучение по предмету «Русский язык» будет
осуществляться по федеральной рабочей программе.
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего
школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на
знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на
развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой
деятельности.
Обучение по предмету «Литературное чтение» будет
осуществляться по федеральной рабочей программе.
Изучение предмета «Родной язык» направлено на развитие
языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые
способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку,
трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного
края. Изучается на основании заявлений родителей и законных представителей
обучающихся. Учебный предмет «Родной язык» изучается в объеме 1 ч. в
неделю в 1 классе (33 часа в год), а 1 ч. (33 часа в год) за счёт часов внеурочной
деятельности.
Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке»
направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного
языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в
ней.
«Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса. Он
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании,
чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и
воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему
овладению иностранным языком.
Изучение предмета «Математика» направлено на формирование
первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения,
математической речи, формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач и
продолжения образования. Особое место уделяется обеспечению первоначальных
представлений о компьютерной грамотности обучающихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено
на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине;
осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание
своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению
мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое
внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа
жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам
безопасности жизнедеятельности. Обучение по предмету «Окружающий мир»
будет осуществляться по федеральной рабочей программе.
Изучение предметов «Изобразительное искусство», «Музыка»
направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру. Изобразительное
искусство, музыка изучается в объеме 0,5 ч. в неделю в 1-4 классах, 0,5 ч
проводится за счёт обязательной части учебной программы, а 0,5 ч. за счёт часов
внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Труд(технология)»
формирует практико
ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других
учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у
младших школьников.
Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности обучающегося. Учебный предмет
«Физическая культура» изучается в объеме 1,5 ч. в неделю в 1-3 классах (51 час
в год), а 0,5 ч.(17 часов в год) за счёт часов внеурочной деятельности. В 4
классе 1 час. Третий час физической культуры реализуется за счет внеурочной
деятельности.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор
модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществлялся
родителями (законными представителями) обучающихся и зафиксирован
письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся, а
также протоколом родительского собрания.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся.
Внутри
максимально
допустимой
недельной
нагрузки
обучающихся, по заявлению родителей (законных представителей), может быть
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части учебного плана. Это также отражается в
письменных заявлениях родителей (законных представителей), протоколом
родительского собрания.
Учебные предметы учебного плана обеспечены программным, учебно
методическим материалом, утвержденным Министерством просвещения
Российской Федерации. Список учебников соответствует утвержденному
федеральному перечню учебников.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Промежуточная аттестация обучающихся по итогам четверти (2-4
классы), осуществляется на основе результатов текущего контроля успеваемости за
период.
Г одовая промежуточная аттестация для 2-4 классов проводится в форме
итоговых контрольных работ по математике, диктанта по русскому языку, сдачей
нормативов по физической культуре и тестовых заданий по остальным учебным
предметам с 10.05.2026 г. по 23.05.2026 г. без прекращения образовательного
процесса.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале МОБУ
Башкирская гимназия с. Большеустьикинское НОШ д.Таишево регулируется
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и единым графиком
оценочных процедур (Приказ № 95А от 17.04.2020 г.)
Учебный план-недельный (Вариант 3. 5дн. учеб.нед. с обучением на родном языке)
начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ НОШ
д.Таишево
Предметные
области
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Учебные
предметы
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
3
3
3
3
12
2
2
2
2
8
1
2
2
1
6
2
2
2
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
1
1
Родной язык и (или)
государственный язык
республики Российской
Федерации
Литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Математика
Технология
Физическая
культура
Итого
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской этики
Изобразительное
искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
20
23
23
23
89
Труд(технология)
Физическая культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей
(з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на
изучение обязательных учебных предметов, изучение которых
проводится при наличии возможностей
0
0
0
0
Всего
Итого, часть формируемая участниками ОО
0
0
0
0
0
Максимально допустимая недельная
нагрузка
20
23
23
23
89
Учебный план-годовой (Вариант 3. 5дн. учеб.нед. с обучением на родном языке)
начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ Башкирская гимназия . с. Большеустьикинское МР Мечетлинский район РБ
НОШ д.Таишево
Предметные
Количество часов в год
Учебные
области
1
2
3
4
Всего
предметы
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Обязательная часть
Русский язык
165
170
170
170
675
Литературное чтение
99
102
102
102
405
66
68
68
68
270
33
68
68
34
203
68
68
68
204
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
34
34
Родной язык и (или)
государственный язык
республики
Российской
Федерации
Литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Математика
Технология
Физическая
культура
Итого
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
16,5
17
17
17
67,5
Музыка
16,5
17
17
17
67,5
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
660
782
782
782
3006
Труд(технология)
Физическая культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся,
родителей (з.п.) несовершеннолетних обучающихся с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч.
дополнительные часы на изучение обязательных учебных
предметов, изучение которых проводится при наличии
возможностей
0
0
0
0
Всего
0
0
0
0
0
660
782
782
782
Итого, часть формируемая участниками
ОО
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной
уч.неделе
3006
Пояснительная записка
к учебному плану по внеурочной деятельности филиала МОБУ
Башкирская гимназия с. Большеустьикинское НОШ д.Таишево
МР Мечетлинского района Республики Башкортостан
Учебный план ФМОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское НОШ
д.Таишево МР Мечетлинский район Республики Башкортостан разработан на
основе:
• Конституции Российской Федерации;
• Закона № ФЗ-273 « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
•
•
•
•
•
•
•
•
•
г.;
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об образовании в
Республике Башкортостан»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100).
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»,
зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64101);
Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и ООО
(письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);
Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и ООО
(письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022г.
№992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования » ( Зарегистрирован 22.12.2022 «71762)
Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 №653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,СОО»(зарегистрирован
29.08.2022г.№69822).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования», утвержденный приказом
Министерства просвещения российской Федерации от 22 марта 2021г. №115
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года
№84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 г № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Письмо Министерства образования и науки Республики Башкортостан №04
05/692 от 12 июля 2022 года;
Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от15 февраля 1999 года;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №
458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от
21.02.2024 г. «О внесении изменений в приложения №1 и №2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г.
№858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 №77603);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г.
№ 171 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных
программ начального общего образования,основного
общего образования и среднего общего образования” (Зарегистрирован
11.04.2024 г.№ 77830);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г.
N 170 "Об утверждении 20.03.2025 Система ГАРАНТ 1 Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г. N 170 "Об
утверждении Порядка проведения в государственной или муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка,
достаточное для освоения образовательных программ начального общего,
• Приказа
•
•
•
•
•
•
•
•
•
основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и
лиц без гражданства" (документ не вступил в силу)
• Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 171 "О внесении изменений
в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября
2020 г. N 458" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025 N 81553)
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
05.03.2025 № 510
"Об определении минимального количества баллов, подтверждающего
успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без
гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 14.03.2025 № 81551)
• Приказ Минпросвещения России от 09 октября 2024 г. №704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начальногообщего образования, основного общего образования и среднего
общего образования».(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220).
• Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 №495 «Об утверждении
федерального перечня учебников , допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего,основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2025 № 83082);
МОБУ Башкирская
гимназия
с.Большеустьикинское
МР
Мечетлинский район РБ;
• Образовательной программы НОО ФМБОУ Башкирская гимназия с.
Большеустьикинское НОШ д.Таишево МР Мечетлинский район Республики
Башкортостан;
• Годового календарного учебного графика.
• Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан
№04-05/692 от 12 июля 2022 года
• Устава
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 28.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 01.01.2021года,
регистрационный номер 61573) продолжительность урока во 2-11 классах по 40
минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого»
режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по
35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); во втором
полугодии (январь - май) - по 4 урока по 40 минут каждый.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-4 классов.
Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции
школы - обеспечение базового общего образования.
Начальное образование
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной
системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и может включать в себя:
■ внеурочную
деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ОВЗ;
■ внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научной,
финансовой)
обучающихся (интегрированные курсы,
метапредметные
кружки,
факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
■ внеурочную
деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию
социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно
полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую
подготовку, использование возможностей организаций дополнительного
образования,
профессиональных
образовательных
организаций
и
социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
■ внеурочную
деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации,
класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам,
культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
■ внеурочную
деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых
и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
■ внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с
родителями по обеспечению успешной реализации образовательной
программы и т. д.);
■ внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
■ внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности
жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в
учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных
рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей
средой, социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в
качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной
деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной
деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий),
реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами
количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не
более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в
каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на
базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на
информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок). -часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно — от 2 до
3 часов. -вариативная часть;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (в том числе финансовой грамотности) — 1 час- часть, рекомендуемая
для всех обучающихся;
на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов
и
потребностей
обучающихся
(в
том
числе
основы
предпринимательства)-1 час- часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 2 часов (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах)-вариативная
часть;
на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия-страна возможностей»
еженедельно 2 часа-вариативная часть;
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их
благополучия еженедельно — от 1 до 2 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной
организации могут реализовываться различные модели примерного плана
внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам
и организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и
работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной
школы;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в
том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и
др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные
организации высшего образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.