- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"(С изменениями и дополнениями от 30 декабря 2022г)
1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего и среднего общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа
основного общего образования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением
(далее - ОУ), в том числе через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную в первую очередь на достижение обучающимися личностных и метапредметных
результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной
деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько
научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся должно:
- Учитывать достижения мировой культуры.
- Соответствовать:
российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям
региона;
содержанию основного общего образования;
современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и
т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся);
- Быть направленным:
на создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
профилактику асоциального поведения обучающихся;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культурыобеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
1.4. Направления внеурочной деятельности
На уровне начального общего образования:
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной,
экологической направленности, «Разговоры о важном»
«Учение с увлечением!»
Занятия по формированию функциональной грамотности
Занятия по Программе развития социальной активности обучающихся «Орлята России»
Художественно- эстетическая творческая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
На уровне основного общего образования:
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной,
экологической направленности, «Разговоры о важном»
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся
Занятия по формированию функциональной грамотности
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия по Программе развития социальной активности обучающихся «Орлята России»
Художественно- эстетическая творческая деятельность
На уровне среднего общего образования:
Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной,
экологической направленности, «Разговоры о важном»
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Духовно-нравственное
Общеинтелектуальное
2. Организация внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность в основной школе осуществляется через:
дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного
образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также
учреждений культуры и спорта;
деятельность организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы,
соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствии с
должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников
образования.
2.2. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники
ОУ. Координирующая роль принадлежит заместителю директора по воспитательной работе
и классному руководителю, которые взаимодействуют с другими педагогическими
работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального
удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.
2.3. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно
(исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ и ресурсов
дополнительного образования детей). ОУ создает условия для активного участия
обучающихся по всем направлениям внеурочной деятельности
2.4. Финансирование внеурочной деятельности, реализуемой учителями-предметниками
основной школы в форме дополнительных образовательных модулей и спецкурсов, работы
школьного научного общества, а также дополнительных образовательных программ ОУ,
осуществляется из тарификации или в виде доплат за счет стимулирующей части фонда
оплаты труда ОУ.
Внеурочная деятельность, осуществляемая учреждением дополнительного образования детей,
финансируется за счет бюджета этого учреждения.
2.5. Внеурочная деятельность организуется на основании программ, рекомендованных
Минпросвещения РФ.
Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании
внешней рецензии.
2.6. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и
вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21.
2.7. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 для организации внеурочной деятельности могут использоваться общешкольные помещения (актовый и спортивный залы, библиотека), а также
стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.
2.8. Образовательным учреждением для развития потенциала одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть разработаны, на основании заявления
родителей (законных представителей), индивидуальные планы внеурочной деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть
использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.9. Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубнокружковой форме - 12-15 чел.
3. Требования к программам внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения курса;
Содержание курса внеурочной деятельности;
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса и возможности использования по этой
теме электронных (цифровых) ресурсов;
На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:
Наименование ОУ;
Где, когда и кем утверждена программа;
Название программы внеурочной деятельности;
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную
программу;
Срок реализации;
Ф. И. О., должность автора (авторов);
В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся
необходимо раскрыть следующие вопросы:
- актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности - ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а
также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
- цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать требованиям
к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи должны раскрывать
логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;
Планируемые результаты освоения курса
Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и
предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной
деятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:
- специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта (открытию
социально-культурного знания);
- опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического продукта
(проектирование изменений социально-культурного знания);
- опыт презентации индивидуального продукта.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать указание на форму
проведения занятия
Рабочие программы внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей
программы воспитания.
3. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
3.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и
предусматривает:
оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
оценку эффективности деятельности ОУ.
3.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:
представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного
направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной
смены и т. п.);
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
4.1. Администрацией гимназии каждую четверть, согласно плану внутришкольного контроля
осуществляется проверка организации внеурочной деятельности, ведения документации
(рабочих программ, журнала учета внеурочной деятельности)
4.2. В случае выявления нарушений организации внеурочной деятельности, ведения отчетной
документации виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.