Положение об организации школьных перевозок обучающихся МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское и его филиалов

2. Требования к организации деятельности по обеспечению безопасности школьных
перевозок
2.1. К требованиям по обеспечению безопасности школьных перевозок образовательным
учреждением относятся:
- обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
работников образовательного учреждения, осуществляющих школьные перевозки;
- обеспечение соответствия школьного автобуса, используемого в процессе эксплуатации,
требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
- обеспечение безопасных условий школьных перевозок.
2.2. При организации работы, направленной на обеспечение безопасности школьных
перевозок, образовательное учреждение осуществляет контроль за соблюдением
требований, установленных настоящим пунктом, а также мероприятий по подготовке
работников образовательного учреждения, осуществляющих школьные перевозки, к
безопасной работе и школьного автобуса к безопасной эксплуатации, перечень которых
указан в Перечне мероприятий по подготовке работников образовательного учреждения,
осуществляющих школьные перевозки школьным автобусом, к безопасной работе и
школьного автобуса к безопасной эксплуатации (далее - Перечень).
2.3. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП)
образовательное учреждение осуществляет ежегодное планирование мероприятий,
указанных в Перечне. В случае ДТП с участием школьного автобуса, принадлежащего
образовательному учреждению, образовательное учреждение проводит анализ причин и
условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются
документально и хранятся не менее трех лет. Образовательное учреждение (организация)
осуществляет указанный анализ в соответствии с приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения
безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к
безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
3. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
работников образовательного учреждения, осуществляющей школьные перевозки
3.1. Обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности
водителя достигается:
* при проведении профессионального отбора и профессиональной подготовки водителя;
* посредством контроля за состоянием здоровья водителя, соблюдением режима труда и
отдыха в процессе его работы;
* прохождением инструктажа по безопасности школьных перевозок.
3.2. Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно
связанных с движением школьного автобуса (за исключением 4) Определения наличия
психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных
результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь. В соответствии с п.16 того
же Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при
вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению
трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного
токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах
ставится штамп « прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых
обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский
осмотр); обеспечить в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности
дорожного движения» организовывать проведение обязательных медицинских осмотров
водителя; осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных
предварительных и периодических медицинских осмотров водителя, а также направлять

его на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ,
при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические
медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных
предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда»;
2) имеет право в случае обнаружения признаков ухудшения состояния здоровья водителя,
угрожающего безопасности движения, направить его на внеочередное обязательное
медицинское освидетельствование;
3) обеспечивает: документальный учет и анализ результатов всех видов обязательных
медицинских осмотров водителя с целью выявления работников, склонных к
злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных
средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых
функций; контроль соблюдения установленного законодательством Российской
Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителя.
3.5. Образовательное учреждение обязано обеспечить водителя следующей информацией:
о погодных условиях движения на маршруте; о местах организации отдыха и приема
пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания; о местах стоянки
школьного автобуса; о телефонах дежурных частей подразделений Государственной
инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства
внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения Госавтоинспекции) по
маршруту движения; об особенностях обеспечения безопасности движения и
эксплуатации школьного автобуса при сезонных изменениях погодных и дорожных
условий; о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений ПДД, правил
технической эксплуатации школьного автобуса и других требований и норм безопасности
дорожного движения, произошедших с участием водителя образовательного учреждения;
о расположении пунктов медицинской и технической помощи, о действиях водителя в
ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения школьного автобуса по
независящим от него причинам; о маршруте движения школьного автобуса, условиях и
режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на школьном маршруте.
3.6. Информация, указанная в пункте 3.5 настоящего Положения, должна доводиться до
водителя путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального
инструктажей. 3.7. Вводный инструктаж проводится с водителем школьного автобуса при
приеме его на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику
вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
*общие сведения об образовательном учреждении, требования по организации и
безопасной эксплуатации школьного автобуса, предъявляемые к водителю,
осуществляющему деятельность в данном образовательном учреждении;
* правила внутреннего трудового распорядка;
* порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
*порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния школьного
автобуса; *пассажировместимость;
* особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или
инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;
*основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах
преобладающих видов ДТП;
*документы, необходимые для осуществления перевозок учащихся.
3.8. Предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту
движения. В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест
концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены
водителей (при необходимости), стоянки школьного автобуса;

- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов
подразделений Госавтоинспекции;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и
пешеходных потоков; - безопасность движения в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации школьных перевозок, об особенностях
проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения
школьного автобуса по независящим от него причинам (при перевозке учащихся по
школьным маршрутам);
- особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями
здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, зрения,
слуха, применительно к конкретному маршруту движения;
- особенности подачи школьного автобуса к месту посадки учащихся; особенности
посадки и высадки учащихся, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами,
сопровождающими учащихся.
3.9. Сезонные инструктажи проводятся водителем школьного автобуса два раза в год - в
весенне-летний и осенне-зимний периоды. В тематику сезонных инструктажей
включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления школьного
автобуса в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением
безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
3.10. Специальный инструктаж проводится водителем школьного автобуса при
необходимости срочного доведения до него информации в случаях:
- вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на
профессиональную деятельность водителя;
- изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность
дорожного движения;
- получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным
и экологическим ущербом;
- совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
3.11. Образовательному учреждению запрещается допускать водителя к работе, связанной
с управлением школьным автобусом, без прохождения им соответствующих
инструктажей.
3.12. Образовательным учреждением осуществляется документальный учет сведений о
лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших
инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся
образовательным учреждением в течение не менее трех лет.
3.13. Образовательным учреждением к управлению школьным автобусом,
осуществляющим организованную перевозку группы детей, допускаются водители,
соответствующие следующим требованиям: - имеющие стаж работы в качестве водителя
транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных
лет; не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения,
за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления
транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года; прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с
Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7; прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4. Обеспечение безопасности эксплуатируемых школьных автобусов Образовательное
учреждение обязано обеспечить:
- безопасность школьного автобуса, используемого для выполнения школьных перевозок,
в процессе эксплуатации; - их защиту от актов незаконного вмешательства в соответствии
с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
- проведение предрейсового контроля технического состояния автобуса; организацию
технического обслуживания и ремонта используемого школьного автобуса в соответствии

с предписаниями изготовителя; - соответствие технического состояния транспортных
средств требованиям безопасности дорожного движения Федерального закона от
21.11.2011 №323 Для выполнения школьных перевозок необходимо использовать
школьные автобусы, допущенные к эксплуатации в установленном порядке. Школьный
автобус, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности,
установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к
эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090, не может допускаться к
выполнению школьных перевозок без устранения выявленных несоответствий и
повторного контроля технического состояния. Запрещается выпуск на линию школьных
автобусов, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о
проведенном контроле технического состояния школьного автобуса и месте его
проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния школьного
автобуса при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником
образовательного учреждения (организации), осуществляющим допуск школьного
автобуса к эксплуатации. Проведение обязательных медицинских осмотров и
мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания
первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортным происшествии.
5. Обеспечение безопасных условий организации школьных перевозок
5.1. Маршруты школьных перевозок организуются на автомобильных дорогах I - IV
категорий. Школьные перевозки на участках дорог V категории могут быть организованы
на подъездах к сельским населенным пунктам школьными автобусами, относящимися к
категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого
дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей
части, достаточных для разъезда школьных автобусов в зоне видимости с транспортными
средствами встречного направления движения с соблюдением ПДД и требований
безопасности, предъявляемых к школьным автобусам.
5.2. Запрещается отклонение от установленного схемой школьного маршрута пути
следования, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой маршрута
(кроме случаев, когда это вызвано необходимостью обеспечения безопасности перевозок
и дорожного движения).
5.3. Образовательное учреждение должно проводить контроль выполнения всех рейсов,
предусмотренных графиком движения школьного автобуса на обслуживаемых ими
школьных маршрутах, анализировать причины несоблюдения водителем графика
движения и при необходимости корректировать график движения.
5.4. Перевозка учащихся школьным автобусом должна осуществляться с включенным
ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении
колонны патрульными автомобилями подразделений Госавтоинспекции - старшим наряда
сопровождения) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но
при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
5.5. Перевозка детей запрещается:
* в темное время суток;
* в период с 23.00 до 06.00 часов независимо от продолжительности светового дня;
* в условиях недостаточной видимости;
* в гололедицу и других сложных дорожных условиях влияющих на безопасность
перевозки;
* при температуре окружающего воздуха ниже 35°С по городу, ниже 32°С.;
* при официальном объявлении уполномоченными органами "штормового
предупреждения". 5.6. Об организации школьных перевозок уведомляются подразделения
Госавтоинспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
7. Обязанности руководителя образовательного учреждения (организации),
осуществляющего школьные перевозки Руководитель образовательного учреждения
при организации школьных перевозок школьными автобусами, в ведении которого
они находятся, обязан:

7.1. Составить и утвердить на каждый маршрут школьных перевозок паспорт и схему
маршрута с указанием опасных участков и особенностей дорожных условий. Паспорт и
схема маршрута должны быть согласованы с подразделениями Госавтоинспекции и с
владельцами автомобильных дорог. В указанные документы должны своевременно
вноситься данные об изменении дорожных условий. Паспорт маршрута составляется по
форме, установленной для маршрутов автобусного транспорта общего пользования.
7.2. Разрабатывать графики движения на основе определения нормативных значений
скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между
остановочными пунктами с учетом соблюдения режима труда и отдыха водителей,
регламентируемого действующими нормативными документами. Графики движения
школьных автобусов должны утверждаться руководителем образовательного учреждения,
осуществляющего школьные перевозки, и вывешиваться в образовательном учреждении,
в которое доставляются учащиеся. Графики движения школьных автобусов на каждый
маршрут составляются после установления маршрутов, количества рейсов, марок
школьных автобусов, скоростей движения по участкам маршрутов. График движения
школьного автобуса и режим работы водителя должны обеспечивать: своевременную
доставку учащихся в образовательное учреждение и обратно; безопасность перевозки
учащихся; соблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима
рабочего времени и времени отдыха водителя.
7.3. Осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения графика движения и
норм предельной пассажировместимости школьного автобуса, соответствия пути
движения школьного автобуса установленным маршрутам школьных перевозок.
Движение школьного автобуса на маршрутах организуется в строгом соответствии с
разработанными графиками. Количество рейсов в сутки определяется из расчета доставки
учащихся к месту учебы и обратно.
7.4. Утверждать списки учащихся, нуждающихся в подвозе, с указанием их места
жительства и наименований автобусных остановок.
7.5. Допускать к школьным перевозкам водителя школьного автобуса и закреплять
школьный автобус за ним соответствующим приказом.
7.6. Назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения при
осуществлении школьных перевозок работника образовательного учреждения,
прошедшего инструктаж по охране труда, специальное обучение и аттестованного в
установленном порядке. 7.7. Назначать сопровождающих лиц из числа работников
образовательного учреждения и обеспечивать их инструктаж по вопросам безопасности
дорожного движения и правилам оказания первой медицинской помощи.
7.8. Разрабатывать и утверждать для всех работников, деятельность которых влияет на
обеспечение
безопасности
дорожного
движения,
должностные
инструкции,
устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП, и осуществлять контроль за
их исполнением.
7.9. Не допускать использование школьного автобуса не по назначению (перевозки для
хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой детей, и т.п.).
7.10.Обеспечить:
- водителя, выполняющего школьные перевозки, путевым листом, графиком движения по
маршруту школьных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков;
- проведение технического обслуживания и ремонта школьного автобуса в порядке и
сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- проведение занятий или инструктажей по требованиям безопасности и правилам
поведения учащихся при осуществлении школьных перевозок;
- проведение ежедневного предрейсового инструктажа водителя по безопасности
дорожного движения и антитеррористической безопасности;
- проведение ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского осмотра
водителя;
- ежедневный контроль технического состояния школьного автобуса перед выездом на
линию и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе
должностного лица, ответственного за техническое состояние школьного автобуса, об его
технической исправности;

- стоянку школьного автобуса в местах, исключающих возможность бесконтрольного
доступа к ним посторонних лиц (гаражи, охраняемые территории и др.), в условиях,
обеспечивающих их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе
террористического характера, а также возможность проведения технического
обслуживания школьного автобуса и подготовку его к рейсу;
- охрану школьного автобуса в местах стоянки при проведении экскурсионных,
развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий; соблюдение
иных требований, предусмотренных действующим законодательством.
8. Обязанности сопровождающих при осуществлении школьных перевозок
8.1. Сопровождающий при осуществлении школьных перевозок обязан:
- обеспечить посадку в школьный автобус включенных в список учащихся, подлежащих
перевозке;
- производить учет учащихся при посадке и высадке из школьного автобуса;
- следить за тем, чтобы во время движения школьного автобуса учащиеся не вставали со
своих мест, не ходили по салону, не пытались самостоятельно достать с полок вещи, не
трогали никаких устройств в салоне школьного автобуса, не открывали окна без
разрешения, не отвлекали водителя, были пристегнуты ремнями безопасности;
- не допускать нахождения в салоне школьного автобуса посторонних лиц;
- обеспечивать порядок в салоне школьного автобуса и соблюдение правил поведения
при осуществлении школьных перевозок;
- в процессе осуществления школьных перевозок находиться у двери школьного автобуса.
8.2. По прибытии школьного автобуса на остановку сопровождающий передает учащихся
их родителям (законным представителям) либо при наличии заявления родителей
(законных представителей) разрешает учащимся самостоятельно следовать от остановки
школьного автобуса до места жительства. Количество сопровождающих должно быть не
менее количества дверей в школьном автобусе. Для сопровождения учащихся,
перевозимых колонной школьных автобусов, учреждениями здравоохранения выделяются
медицинские работники на договорной основе.
9. Правила поведения при осуществлении школьных перевозок
9.1. На всем протяжении маршрута движения школьного автобуса учащиеся должны
занимать только отведенные им при первичной посадке в школьный автобус места, быть
пристегнутыми ремнями безопасности. Пересаживаться с места на место в процессе
движения и после остановок (стоянок) школьного автобуса без разрешения
сопровождающего запрещается.
9.2. Лицам, находящимся в школьном автобусе, запрещается курить, использовать
ненормативную лексику и употреблять спиртные напитки.
9.3. Окна в салоне школьного автобуса при движении должны быть закрыты.
9.4.Водителю запрещается:
- следовать со скоростью более 60 км/ч;
- изменять маршрут следования;
- останавливать школьный автобус вне мест, предусмотренных паспортом школьного
маршрута, кроме случаев вынужденной или экстренной остановки;
- перевозить в салоне школьного автобуса, в котором находятся дети, любой груз, багаж
или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей;
- при следовании в автомобильной колонне производить обгон впереди идущего автобуса;
- осуществлять посадку и высадку учащихся до полной остановки автобуса, без
включенной аварийной сигнализации, без постановки автобуса на стояночный тормоз;
- в местах посадки и высадки учащихся запрещается движение задним ходом;
- во время движения отвлекаться от управления автобусом (разговаривать, принимать
пищу, курить, включать в кабине громкую музыку);
- покидать свое место или оставлять школьный автобус, если не предприняты меры,
исключающие самопроизвольное движение автобуса или использование его в отсутствие
водителя. В пути следования водитель обязан строго выполнять ПДД, плавно трогаться с
места, выдерживать дистанцию до впереди идущего автотранспортного средства, без
необходимости резко не тормозить, принимать меры предосторожности, быть
внимательным к окружающей обстановке. После высадки детей из школьного автобуса

водитель должен осмотреть салон школьного автобуса. При обнаружении в салоне
личных вещей детей передать их сопровождающему.
10. Требования к использованию школьных автобусов образовательными
учреждениями, в ведении которых они находятся
10.1. Школьные автобусы, находящиеся в собственности муниципалитета, используются
образовательными учреждениями, в ведении которых они находятся, для доставки
учащихся в образовательные учреждения, развоза учащихся по окончании занятий. При
осуществлении перевозок учащихся по установленным школьным маршрутам в случае
наличия в школьном автобусе свободных сидячих мест руководитель образовательного
учреждения, в ведении которого он находится, может разрешить соответствующим
приказом доставку сотрудников данного образовательного учреждения на школьном
автобусе до места работы и обратно по окончании занятий. В случае если не нарушается
режим подвоза учащихся на учебные занятия, возможно использование автобуса при
осуществлении специальных перевозок групп учащихся при организации экскурсионных,
развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий в соответствии с
Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177..
11. Ответственность лиц, организующих и (или) осуществляющих школьные
перевозки
Лица, организующие и (или) осуществляющие школьные перевозки, несут в
установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за
жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения, перевозимых автобусом, а
также за нарушение их прав и свобод.

Приложение№1
к Положению об организации
специальных (школьных) перевозок
учащихся образовательных учреждений.
Перечень документов по эксплуатации школьных автобусов.
Для осуществления эксплуатации школьного автобуса в образовательном учреждении
должны быть в наличии следующие документы:
1. Страховой полис о страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств (далее - ТС).
2. Паспорт ТС.
3. Медицинская справка водителя.
4. Договор на оказание услуг по медицинскому обслуживанию водителя.
5. Договор на стоянку ТС.
6. Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ТС.
7. Удостоверение профессиональной компетенции механика или другого лица,
ответственного за техническое состояние ТС, прошедшего соответствующее
обучение.
8. Удостоверение об аттестации исполнительного руководителя и (или) специалиста,
ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
9. Светокопии: диагностической карты и водительского удостоверения.
10. Схема школьного маршрута с указанием опасных участков.
11. Паспорт школьного маршрута.
12. Список учащихся, подлежащих перевозке.
13. Список лиц, ответственных за безопасность при осуществлении школьных
перевозок.
14. Приказы: об организации школьных перевозок; об утверждении списка учащихся,
подлежащих перевозке; о назначении ответственного лица за безопасность
дорожного движения во время движения (сопровождающего лица); о назначении
ответственного лица за организацию школьных перевозок.
15. Журналы: учета и движения путевых листов; учета технического состояния ТС
перед выходом на линию и по возвращении к месту стоянки; учета неисправностей
ТС; учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; учета
отстраненных водителей от рейса по медицинским показателям; учета нарушений
водителями правил дорожного движения; учета инструктажей по безопасности
дорожного движения;
16. График движения школьного автобуса.
17. Путевые листы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».