Учебный план филиала МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское НОШ д. Большекызылбаево

Пояснительная записка к учебному плану филиала МОБУ Башкирская
гимназия с.Большеустьикинское МР Мечетлинский район Республики
Башкортостан НОШ д.Большекызылбаево
Учебный план ФМОБУ Башкирская гимназия с.Большеустьикинское
НОШ д. Большекызылбаево МР Мечетлинский район Республики
Башкортостан разработан на основе:
 Конституции Российской Федерации;
 Закона № ФЗ-273 « Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г.;
 Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об
образовании в Республике Башкортостан»;
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64100). 1)
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства
просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021,
регистрационный номер 64101);
 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);
 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
 Решение заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 16.06.2022г. об организации изучения
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» («Родной язык и родная литература») при введении
обновленных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утвержденный приказом Министерства просвещения
российской Федерации от 22 марта 2021г. №115;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,
СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012
года №84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» ;
 Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 г № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики»
и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от15 февраля 1999 года;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676).
 Письмо Министерства образования и науки РБ № 01-05/50 от
18.01.2023 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 №74229);
 Решении заседания Коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 24.04.2023 г. об организации изучения
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» («Родной язык и родная литература») при введении
федеральных основных общеобразовательных программ и обновленных
ФГОС общего образования;

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от
21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября
2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных
учебников” (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего
образования
и
среднего
общего
образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.03.2025 № 170 "Об утверждении Порядка проведения в
государственной
или
муниципальной
общеобразовательной
организации тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц без
гражданства" (Зарегистрирован 14.03.2025 № 81552)
 Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 171
"О внесении изменений в Порядок приема на обучение по
образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.03.2025 N 81553)
 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 05.03.2025 № 510
"Об определении минимального количества баллов, подтверждающего
успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без
гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 14.03.2025 № 81551)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.10.2024 № 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного

общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
 Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2025 N 83082)
 Устава МОБУ Башкирская гимназия с.Большеустьикинское МР
Мечетлинский район РБ;
 Образовательной программы НОО МОБУ Башкирская гимназия
с.Большеустьикинское
МР
Мечетлинский
район
Республики
Башкортостан;
 Годового календарного учебного графика.
 Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан
от 12 июля 2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение
государственного образовательного стандарта по классам и образовательным
областям.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 01.01.2021года,
регистрационный номер 61573 ) продолжительность урока во 2-11 классах по
40 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием
«ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут
каждый.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для 1-4 классов.
Стандарт предъявляет требования к соотношению обязательной части
основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Основные образовательные программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО разрабатываются в соотношении
80/20 %.
Учебный план школы предусматривает выполнение государственной
функции школы – обеспечение базового общего образования.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива образовательной организации, с учетом мнения коллегиального
органа школы.
Начальное образование
Учебный план начального общего образования филиала МОБУ БГ
с.Большеустьикинское НОШ д.Большекызылбаево обеспечивает реализацию
требований ФГОС, определяет учебную нагрузку
в
соответствии
с
требованиями
к
организации образовательной
деятельности
к
учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
Учебный
план
обеспечивает
преподавание
и
изучение
государственного языка Российской Федерации, а также возможность
преподавания и изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, из числа государственных языков республик
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на
государственных языках субъектов Российской Федерации и родном
(нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам)
обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального
общего образования реализуется через возможность формирования
программ начального общего образования различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80 %, а объём части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной
организацией, — 20 % от общего объёма. Объём обязательной части
программы
начального
общего
образования,
реализуемой
в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса
к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и
недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и
шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная
нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования и правила к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и
Гигиеническим
нормативам
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
Учебный план ориентирован на 4-х летний срок освоения образовательных
программ начального общего образования.
В филиале МОБУ Башкирская гимназия с.Большеустьикинское НОШ
д.Большекызылбаево установлена 5-дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для
обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Обязательная недельная нагрузка обучающихся школы соответствует
нормам, определенным СанПиН 1.2.3685-21 и составляет в I классе - 21 час,
во II-IV классах – 23 часа.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 мин (сентябрь — декабрь), 40 мин (январь — май);

во 2—4 классах — 40 мин (по решению образовательной организации).
Обучение в 1-х классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только
в первую смену;
 использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май по 4 урока в день по 40 минут каждый);
 рекомендуется организация в середине учебного дня
динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
 обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся
и домашних заданий;
 дополнительные недельные каникулы в
середине третьей
четверти при традиционном режиме обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей
в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих
этнокультурные интересы.
Начальные классы учатся по обновленным Федеральным
государственным образовательным стандартам начального общего
образования. Учебный план школы построен в соответствии с нормативным
документом ФГОС начального общего образования.
Согласно ч.2. ст. 14 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «ОБ образовании в
Российской Федерации» преподавание и изучение государственных языков
республик Российской Федерации не должно осуществляться в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка РФ.
Обязательная часть реализуется через следующие предметные
области и учебные предметы:
- русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
- родной язык и литературное чтение на родном языке

- иностранный язык (иностранный язык (английский));
- математика и информатика (математика);
- обществознание и естествознание (окружающий мир) (окружающий мир);
- основы религиозных культур и светской этики (основы религиозных
культур и светской этики);
- искусство (музыка, изобразительное искусство);
- технология (технология);
- физическая культура (физическая культура);
Обучение по всем предметам будет осуществляться по федеральным
рабочим программам.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих
уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным
технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие
речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение
познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике
русского языка. Обучающиеся овладевают умениями правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого
объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса,
письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности
младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды
пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной
детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств

школьника, способного к творческой деятельности.
Изучение предмета «Родной язык» направлено на развитие
языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые
способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное
отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.
Количество часов на учебный предмет «Родной язык» в 1 классе составляет 1
час, еще 1 час реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Во 2 и 3
классах составляет 2 часа, в 4 классах – 1,5 часа. Изучение предмета
«Литературное чтение на родном языке» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Предметы изучаются на
основании заявлений родителей и законных представителей обучающихся. В
рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» будут изучаться следующие предметы: «Родной язык» , «Литературное
чтение на родном языке» и «Башкирский как государственный язык» с 1по 4
класс в количестве по 1 часу в неделю .
«Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса. Он
формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании,
чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память
и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему
овладению иностранным языком.
Изучение предмета «Математика» направлено на формирование
первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения,
математической речи, формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач и
продолжения образования. Особое место уделяется обеспечению
первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир»
направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей
Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми;
понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к
рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию
у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о
поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности
жизнедеятельности.
Изучение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство»
направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Изобразительное искусство, музыка изучается в объеме 0,5 ч. в неделю в 1-4
классах, 0,5 ч проводится за счёт обязательной части учебной программы, а
0,5 ч. за счёт часов внеурочной деятельности.
Учебный
предмет
«Технология»
формирует
практико-

ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности обучающегося; это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и
вариативности мышления у младших школьников и изучается в 1-4
классах по 1 часу в неделю, 4 классах по 0,5 ч проводится за счёт
обязательной части учебной программы, а 0,5 ч. за счёт часов из предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Занятия по предмету «Физическая культура» направлены на
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности обучающегося. Количество
часов на учебный предмет «Физическая культура» в 1-3 классах составляет
2 часа, в 4 классах – 1,5 часа, третий час реализуется за счет часов
внеурочной деятельности в соответствии с письмом Министерства
Просвещения РФ от 21.12.2022 года № ТВ-2859/03.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществлялся родителями (законными представителями) обучающихся и
зафиксирован
письменными
заявлениями
родителей
(законных
представителей) обучающихся, а также протоколом родительского собрания.
На основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся
изучается модуль «Основы светской этики».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, по заявлению родителей (законных представителей), может
быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части учебного плана. Это
также отражается в письменных заявлениях родителей (законных
представителей), протоколом родительского собрания.
Учебные предметы учебного плана обеспечены программным,
учебно-методическим
материалом,
утвержденным
Министерством
просвещения Российской Федерации. Список учебников соответствует
утвержденному федеральному перечню учебников.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет
не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Промежуточная аттестация обучающихся по итогам четверти (2-4
классы), осуществляется на основе результатов текущего контроля
успеваемости за период.
Годовая промежуточная аттестация для 2-4 классов проводится в
форме итоговых контрольных работ по математике, диктанта по русскому
языку, сдачей нормативов по физической культуре и тестовых заданий по

остальным учебным предметам с 10.05.2026 г. по 22.05.2026 г. без
прекращения образовательного процесса.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в филиале
МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское д.Большекызылбаево
регулируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» и
единым графиком оценочных процедур.
Текущему контролю успеваемости подлежат обучающиеся 2-4
классов по предметам учебного плана по пятибалльной системе
оценивания. Для письменных работ, результат прохождения которых
фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала
перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной
шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности
заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной
работы. Форму текущего контроля определяет учитель: оценка устного
ответа обучающегося, его самостоятельной, практической работы,
тематического зачета, тестирования, контрольной работы и др.
Контрольные, практические, тестовые, комплексные работы проводятся
учителем в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий
обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля
успеваемости является мониторинг образовательных достижений
обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного
года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для
каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1
час — для 1 класса, 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в
соответствии с требованиями санитарных правил.
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний
обучающихся, а также важным средством диагностики состояния
образовательного процесса и основных результатов учебной деятельности
школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в
год в сроки, установленные календарным учебным графиком.
Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных
отметок и отметки по результатам годовой письменной работы,
выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми
числами в соответствии с правилами математического округления.

Учебный план-недельный (Вариант 3) 5дн. учеб.нед. с изучением
родного языка начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское
НОШ д. Большекызылбаево МР Мечетлинский район РБ
Предметные
области

Учебные
предметы

Учебные модули
(при наличии)
Классы

Количество часов в
неделю
1
2
3
4 Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке

Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

3

3

3

3

12

1

1

1

3

1

1

0,5

1

1

1

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1

1

Родной (русский)
язык
Литературное чтение
на родном (русском)
языке
Государственный
(башкирский) язык
Республики
Башкортостан
Иностранный
(английский) язык
Математика

1

3,5

.
1
4

Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики

«Основы православной культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы религиозных культур и
народов России»
«Основы светской этики»

Изобразительное
искусство
Музыка

0,5

0,5

0,5

0,5

2

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Труд (технология)

1

1

1

1

4

2

2

2

1,5

7,5

20

23

23

23

89

Физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей (з.п.) несовершеннолетних
обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на
изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии возможностей

0

0

0

0

Всего

Итого, часть формируемая участниками ОО

0

0

0

0

0

Максимально допустимая недельная нагрузка

20

23

23

23

89

Справочно: Количество учебных недель
Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями при 5дневной учебной неделе, не более

33

34

34

34

20

23

23

23

89

Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной деятельности

1

2

3

4

ИЗО

Формы внеурочной
деятельности
Волшебный карандаш

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Музыка

Музыка вокруг нас

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1

1

1

4

Итого

1

Учебный план-годовой (Вариант 3. 5 дн. учеб.нед. с изучением родного
языка) начального общего образования по обновленным ФГОС
филиала МОБУ Башкирская гимназия с. Большеустьикинское
НОШ д. Большекызылбаево МР Мечетлинский район РБ
Предметные
области

Учебные
предметы

Учебные модули
(при наличии)
Классы

Количество часов в неделю
3

4

Всего

170

170

170

675

102

102

102

405

34

34

34

102

34

17

118

34

34

34

135

68

68

68

204

132

136

136

136

540

66

68

68

68

270

34

34

1

2

165
99

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Искусство

Технология
Физическая
культура
Итого

Русский язык
Литературное
чтение
Родной (русский)
язык
Литературное
чтение на родном
(русском) языке
Государственный
(башкирский)
язык Республики
Башкортостан
Иностранный
(английский) язык
Математика

33

34

.
33

Окружающий мир

Основы
религиозных
культур светской
этики

«Основы православной
культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы буддийской
культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы религиозных культур
и народов России»
«Основы светской этики»

Изобразительное
искусство
Музыка

16,5

17

17

17

67,5

16,5

17

17

17

67,5

Труд(технология)

33

34

34

34

135

Физическая
культура

66

68

68

51

253

660

782

782

782

3006

0

Всего

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей (з.п.) несовершеннолетних
обучающихся с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, в т.ч. дополнительные
часы на изучение обязательных учебных предметов, изучение которых проводится при наличии
возможностей

0

0

0

Итого, часть формируемая участниками ОО

0

0

0

0

ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной уч.неделе

660

782

782

782

Справочно: Количество учебных недель

33

34

34

34

660

782

782

782

Справочно: Учебная нагрузка, предусмотренная гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями
при 5-дневной учебной неделе, не более

0
3006

3006.

Внеурочная деятельность
Курсы внеурочной
деятельности
Музыка

Формы внеурочной
деятельности
Музыка вокруг нас

1

2

3

4

16,5

17

17

17

67,5

ИЗО

Волшебный карандаш

16,5

17

17

17

67,5

Родной язык

33

33

План внеурочной деятельности филиала МОБУ Башкирская гимназия
с.Большеустьикинское МР Мечетлинский район Республики
Башкортостан НОШ д.Большекызылбаево
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность
ФМОБУ Башкирская гимназия
с.Большеустьикинское НОШ д. Большекызылбаево МР Мечетлинский район
Республики Башкортостан разработан на основе:
 Конституции Российской Федерации;
 Закона № ФЗ-273 « Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г.;
 Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об
образовании в Республике Башкортостан»;
 Закона Республики Башкортостан от 01.07.2015 № 696-3 « Об
образовании в Республике Башкортостан»;
 Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286
Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрированный в Минюсте России
05.07.2021, регистрационный номер 64100). 1)
 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);
 Методических рекомендаций по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО (письмо Минобрнауки РБ от 21.02.2022 № 04-05/197);
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.02.2022 № 69 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утвержденный приказом Министерства просвещения
российской Федерации от 22 марта 2021г. №115

 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики
Башкортостан» № 216-З от15 февраля 1999 года;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
02.09.2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования". (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59783);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" (Зарегистрирован
17.08.2022 № 69676).
 Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,
СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
 Письмо Министерства образования и науки РБ № 01-05/50 от
18.01.2023 г
 Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 №74229);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от
21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022
г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных
учебников” (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего
образования
и
среднего
общего
образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830)
• Приказ Минпросвещения России от 04.03.2025 N 171
"О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации

от 2 сентября 2020 г. N 458" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2025
N 81553)
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.03.2025 № 170 "Об утверждении Порядка проведения в государственной
или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на
знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лиц без гражданства" (Зарегистрирован 14.03.2025 №
81552)
•
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 05.03.2025 № 510
"Об определении минимального количества баллов, подтверждающего
успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без
гражданства тестирования на знание русского языка, достаточное для
освоения образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования"
(Зарегистрирован 14.03.2025 № 81551)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.10.2024 № 704
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного
общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
 Приказ Минпросвещения России от 26.06.2025 N 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2025 N 83082)
 Устава МОБУ Башкирская гимназия .Большеустьикинское МР
Мечетлинский район РБ;
 Образовательной программы НОО МОБУ Башкирская гимназия
с.Большеустьикинское
МР
Мечетлинский
район
Республики
Башкортостан;
 Годового календарного учебного графика.
 Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан
от 12 июля 2022 года №04-05/692 от 12 июля 2022 года

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы
начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре
года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов
обучающихся,
запросов
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из
перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев,
проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация
занятий по направлениям внеурочной
деятельности
является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной
организации. Образовательные организации, осуществляющие
образовательную деятельность, предоставляют обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.План
внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
образовательной программы основного общего образования .
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся,сочетают индивидуальную и групповую
работы,обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный
состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры .
В зависимости от конкретных условий реализации основной
образовательной программы, числаобучающихся
и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
Школа может самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие
программы курсов внеурочной деятельности и определять формы
организации образовательной деятельности в рамках реализации
образовательной программы основного общего образования.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования,
направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Часы внеурочной деятельности используются на
социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданскопатриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении
ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием
организации внеурочной деятельности
является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания .
В интересах детей с участием самих обучающихся и их
семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируется индивидуальная траектория развития
обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть
организована в том числе с помощью дистанционного образования.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и
деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа
жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной
коммуникативной
грамотности,
культуры
диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система
разнообразных
творческих
мастерских
по
развитию
художественного творчества, способности к импровизации, драматизации,
выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления младших
школьников о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные
марафоны
—
система
интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую
культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и
способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся
преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
-на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок)-еженедельно 1 час. –часть, рекомендуемая для
всех обучающихся;
-на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно —
от 2 до 3 часов. –вариативная часть;
-на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (в том числе финансовой грамотности) — 1 час - часть,
рекомендуемая для всех обучающихся;
-на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства)-1 час- часть, рекомендуемая для всех обучающихся;
-на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации обучающихся еженедельно от 2 часов ( в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных
спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России»-вариативная часть;
-на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия
–страна
возможностей» еженедельно 2 часа-вариативная часть;
-на
организационное
обеспечение
учебной
деятельности,
осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и
обеспечение их благополучия еженедельно — от 1 до 2 часов.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные,
музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия,
дискуссионные
клубы,
секции,
экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и др.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
используются возможности учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Внеурочная деятельность на 2025-2026 учебный год для 1-4 классов по
обновленным ФГОС НОО (недельная и годовая нагрузка)
Количество часов в
неделю

Всего
в год

I

II

III

IV

Всего
в
недел
ю

Лаборатория здоровья «В
здоровом теле - здоровый
дух»»

1

1

1

1

1

34

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

Факультатив «Читаем,
считаем, наблюдаем»

1

1

1

1

1

34

Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной,
экологической
направленности

Классный час «Разговоры о
важном»

1

1

1

1

1

34

«Учение с
увлечением!»

Факультатив «Мой друг
иностранный язык»

1

1

1

1

ИЗО

Факультатив «Волшебный
карандаш»

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

17

Музыка

Факультатив «Музыка
вокруг нас»

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

17

5

5

5

5

(170)

(170)

(170)

(170)

Направления
внеурочной
деятельности

Форма организации
деятельности

Спортивнооздоровительная
деятельность

Всего предлагается для выбора

-

5
(170)

34

170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».